Правила игры в волейболе — доступно и просто

Детям необходимы подвижные игры. Большинство состязаний имеют свои правила игры: пионербол, волейбол, футбол. Грамотная организация и проведение спортивных игр разнообразит досуг для детей.

История возникновения

Стритбол долгое время развивался стихийно, являясь некой формой классического баскетбола, адаптированного под уличные условия игры. В 50-е гг. XX века началось массовое распространение стритбола. Причиной этому являлось большое желание цветных юношей, живущих в гетто, попасть в профессиональный баскетбол и играть в лиге НБА.

  • Первая оборудованная стритбольная площадка появилась в 1956 году, благодаря инициативе поклонника баскетбола по имени Голькомб Ракер.
  • Сегодня она является культовым местом для всех фанатов баскетбола.

Через некоторое время на площадке начали проводить ежегодные турниры по баскетболу, где уличные спортсмены нередко демонстрировали уровень выше, чем у действующих игроков NBA. Постепенно слава о турнире распространилась по всей стране, а оттуда и за пределы США.

Стали появляться официальные стритбольные лиги, вроде Rucker League.

Игры для обучения и совершенствования ведения мяча

«САЛКИ С ВЕДЕНИЕМ». Игрок ведет мяч, догоняет убегающего, также ведущего мяч, и старается осалить его свободной рукой. Победителем считается тот, кто за определенное время (1-3 мин) был водящим меньшее количество раз

«ПЯТНАШКИ». По жребию игроки одной команды свободно располагаются на половине площадки. Два участника другой команды с мячами, выполняя ведение, стремятся приблизиться к игрокам первой и запятнать их рукой, за что получают выигрышное очко. Игра продолжается 5 минут, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Варианты: 1. Условия те же, но пятнать мячом, не выпуская его из рук. 2. То же, но пятнать без мяча в течение 1 минуты.

«ОДИН ХВОСТ ХОРОШО, А ДВА ЛУЧШЕ». Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплен лоскут материи12X40 см — «хвост». По сигналу участники перемещаются с ведением, стараясь оторвать друг у друга «хвост». По истечении определенного времени дается сигнал к окончанию игры. Побеждает команда, у игроков которой меньше тор

«ВЫБЕЙ МЯЧ». Игроки с мячами располагаются в «зоне свободных бросков. По сигналу ведущего, не выходя за пределы ограничительных линий, участники начинают ведение правой (левой) рукой, стараясь свободной выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Потерявший мяч выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется 2-3 учащихся.

Примечание. Если группа большая, ее делят на две команды по 8-10 человек и проводят два полуфинала. В финале встречаются по 4-5 победителей от каждой команды.

Читайте также:  Ботинки для сноуборда: как правильно выбрать

«ВСТРЕЧНАЯ ЭСТАФЕТА С ДВУМЯ МЯЧАМИ». Игроки каждой команды сроятся как для встречной эстафеты. Расстояние между встречными командами 14 — 16 м. у направляющего одной из колон два мяча. По сигналу он выполняет ведение мяча к противоположной колоне. Обойдя ее сзади (против часовой стрелки), подводит мячи к началу и передает направляющему, а сам становиться в конец колоны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание и быстрее поменяются местами в колоне.

«ВЕДЕНИЕ МЯЧА СО СЛАЛОМОМ». Игроки построены в две колоны. Перед каждой через 1,5 — 2 м. положены 5-8 набивных мячей. По сигналу руководителя занимающиеся начинают ведение мяча с обводкой набивных мячей. Побеждает команда закончившая эстафету первой.

«БЕГ НА ТРЕХ НОГАХ». Участники парами становятся на линии старта — финиша. Левая нога одного и правая другого плотно связаны бинтом. У каждого игрока мяч. Победителем считается пара, которая раньше всех доведет мяч до стойки и вернется обратно.

Организационные вопросы

В пионерболе не установлено единых официальных требований. Существует множество интерпретаций правил игры. Особенности оговариваются и корректируются перед началом соревнований.

Правила игры в пионербол могут отличаться исходя из местных условий. Поправки должны учитывать численный и возрастной состав команд. Обсуждаются следующие организационные вопросы:

  • составы команд;
  • переходы во время игры;
  • лимит замен игроков;
  • наличие тайм-аутов;
  • длительность перерывов между таймами;
  • штрафы за неспортивное поведение;
  • количество очков для победы;
  • количество мячей.

В список могут быть включены и другие организационные вопросы (регламент турнира, награждение участников, призовой фонд и т.п.).

За соблюдением правил отвечает судья. Арбитром обычно назначают учителя физического воспитания. Все спорные моменты решает исключительно рефери.

Цель игры заключается в попадании мяча в зону соперника. За каждое касание земли засчитывается очко.

Организационные вопросы

Победа присуждается команде, набравшей большее количество очков.

Соперникам необходимо набрать 25 очков первыми. При равенстве счета начиная от 24 баллов команда должна опередить соперника на 2 очка. Противоборство длится до 2 побед одной команды. Ничья предусматривает проведение решающего периода.

После окончания каждого периода команды меняются сторонами. Этим уравниваются условия (солнечная сторона, ветер и др.). Переход в третьей партии проводится после достижения счета до 12 очков. Подачу осуществляет тот же игрок, что и раньше.

В начале встречи мяч дается одной из сторон. Право первой подачи определяется жеребьевкой. Капитан второй команды выбирает сторону.

Подающий должен бросить мяч на сторону противника. Задевание сетки мячом при подаче добавляет очко принимающей стороне. Касание в игре разрешается и не влияет на результат счета.

Сопернику надо поймать мяч. Нельзя допускать касания мяча площади, выделенной линией.

Кожаный снаряд можно отбить лишь раз. Касание мяча о тело считается ударом. Отскок от сетки допускается, но не более двух раз.

Читайте также:  Как наточить коньки в домашних условиях: особенности процесса

Передвижение игрока с мячом в руках ограничивается 3 шагами. После перемещения он должен дать пас или перебросить мяч через сетку.

Если выиграно две партии подряд, то команде засчитывают победу.

После того как первая партия окончена, происходит смена сторон командами и подачу мяча начинает команда, которая в прошлый раз уступила согласно жеребьевке.

Разновидность спортивной игры

Организационные вопросы

Имеется разновидность пионербола с применением двух мячей. Играют две команды по 6-8 игроков в каждой. Подающие становятся в противоположных углах по диагонали площадки. Они держат в руках мячи. По свистку судьи ребята подают мяч на половину поля противника.

Цель команды заключается в том, чтобы оба мяча не оказались на ее половине площадки одновременно. Мячи должны быть в руках или на чужой половине. В этом случае розыгрыш останавливают. Команда без снарядов выигрывает очко. При столкновении мячей в воздухе игру возобновляют после повторной подачи. Остальные требования не изменились.

Перед проведением соревнований тренер обязан предупреждать детей об опасности получения травм. Проведение активных игр в жару под солнцем следует ограничивать. Во время игры взрослым необходимо наблюдать за состоянием участников.

Игра способствует развитию мышц, вестибулярного аппарата, дыхательной системы организма. Спорт тренирует зрение, умение ориентироваться в пространстве. Обычно турниры сопровождаются эмоциональным подъемом. Это положительно сказывается на психофизиологическом состоянии детей.

Пионербол стал для современных российских школьников массовой игрой. Он пришел со времен СССР. Как и все командные игры, пионербол укрепляет товарищеские отношения.

Формат игры

Выигрыш сета и матча

Цель игры – заставить мяч упасть (коснуться площадки) на стороне противника, или заставить противника нарушить правила. В этом случае команда получает очко.

Команда выигрывает сет (партию), если набирает 25 очков (за исключением решающей 5-ой партии), с преимуществом минимум в 2 очка. При равном счете 24:24 игра продолжается до достижения какой-либо командой преимущества в 2 очка (26:24, 27:25 и т.д.).

Сколько сетов в волейболе? Победителем матча становится команда, которая выигрывает три сета. При равном счете по партиям 2:2, играется решающая, пятая партия, до 15 очков, с минимальным преимуществом в 2 очка.

Таким образом, счет в матче может быть: 3:0, 3:1 или 3:2.

Жеребьевка

Перед матчем судья проводит с капитанами команд жеребьевку, для определения команды, которая будет подавать первой и определения сторон площадки в первой партии. Во второй партии право подачи переходит к другой команде и команды меняются сторонами. Такая же смена происходит в третьей и четвертой партиях. Если играется пятая партия, то жеребьевка должна быть проведена снова.

Победитель жеребьевки выбирает один из трех вариантов:

право подавать подачу,

право принимать подачу,

сторону игровой площадки.

Читайте также:  Боевая аэробика. Виды и занятия. Плюсы и минусы. Особенности

Проигравший жеребьевку принимает (выбирает) оставшийся вариант. Например, если победитель выбрал прием подачи (значит, подавать будет проигравший), то проигравший может выбрать сторону игровой площадки. Если победитель выбрал сторону площадки, то проигравший может выбрать либо подачу, либо ее прием.

Формат игры

Позиции в волейболе и правило перехода

В начале каждой партии на площадку выходят 6 игроков и занимают определенные позиции. Это называется стартовой расстановкой. Позиции пронумерованы следующим образом (см. рисунок 3).

Три игрока вдоль сетки являются игроками передней линии и занимают позиции: 2 (передний правый), 3 (передний центральный) и 4 (передний левый). Остальные игроки являются игроками задней линии, их позиции: 1 – зона подачи (задний правый), 6 (задний центральный) и 5 (задний левый).

Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи. В момент удара при подаче, в начале игры, все игроки на обеих сторонах площадки должны занимать позиции, соответствующие стартовой расстановке (кроме подающего игрока, который может занимать любую позицию за лицевой линией, в пределах зоны подачи). Это называется правилом расстановки.  После удара на подаче игроки обеих команд могут перемещаться повсюду и занимать любое место на своей площадке и в свободной зоне (вся остальная площадь зала).

Если в момент подачи игроки (игрок) находится не в своей правильной позиции, то судьей фиксируется ошибка в расстановке и команда проигрывает очко.

Когда принимающая мяч команда получает право подавать, ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке (см. рисунок 3).

Например, подает команда 1. Команда 2 принимает мяч и совершает ошибку. В результате команда 1 выигрывает очко и все игроки в обеих командах остаются на своих местах. Команда 1 продолжает подавать. Команда 2 принимает мяч, разыгрывает и атакующим ударом перебивает его на сторону противника, добивая мяч до пола. В результате команда 2 выигрывает очко, получает право на подачу и все игроки команды 2 переходят на одну позицию по часовой стрелке: игрок зоны 2 переходит в зону 1, на подачу, игрок зоны 1 переходит в зону 6, игрок зоны 6 – в зону 5 и т.д. При этом игроки команды 1 остаются на своих местах до тех пор, пока не выиграют очко и вместе с ним право на подачу.

Более подробно о правилах расстановки можно прочитать здесь.

Перерывы и интервалы

Перерыв – это время между состоявшимся розыгрышем и свистком судьи для следующей подачи. Перерывами являются тайм-ауты и замены, которые запрашиваются тренером (в отсутствии тренера – капитаном команды) у судьи, когда мяч находится вне игры и до свистка судьи на подачу.

В каждой партии команда имеет право на 2 тайм-аута (перерыва), длительностью 30 секунд, а также на 6 прямых и 6 обратных замен (про замены см. здесь).

Интервал – это время между партиями. Все интервалы длятся три минуты.