Обзор: Отличия горных велосипедов и их подтипы

Срок реализации образовательной программы – 3 года

Байкер-кросс

Байкеркросс 4Х — это дисциплина маунтинбайка, в которой 4 гонщика соревнуются друг с другом на специально подготовленной и расширенной трассе даунхилла. Дисциплина предполагает некоторый ненамеренный контакт между гонщиками на трассе, который не будет рассматриваться как нарушение правил, если он не противоречит духу честной борьбы и спортивному отношению к соперникам. Основная гонка состоит из заездов по группам на выбывание. Расстановка гонщиков происходит в соответствии с турнирной таблицей. Порядок составлен с расчетом, что два самых быстрых гонщика встретятся только в финале.

Байкеркросс 4Х выделился из соревнований BMX. Основные препятствия на трассе — трамплины, виражи и повороты, стиральные доски, волны.

II. СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЕЛОСПОРТУ-МАУНТИНБАЙКУ

Структура элементаТекст элементаВесь документ

II. СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЕЛОСПОРТУ-МАУНТИНБАЙКУ

Соревнования по велоспорту-маунтинбайку проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта.

При проведении спортивных соревнований может подводиться неофициальный командный зачет среди субъектов Российской Федерации, клубов, физкультурно-спортивных объединений.

Глава 1. Общие правила § 1. Типы гонок § 2. Возрастные категории и участники § 3. Допуск к официальным спортивным соревнованиям § 4. Календарь § 5. Экипировка Глава 2. Процедура гонки § 1. Контроль организации гонки и ее проведения § 2. Старт гонки § 3. Финиш § 4. Контроль во время гонки § 5. Безопасность § 6. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 7. Отмена соревнования § 8. Перед стартом § 9. Поведение гонщиков § 10. Оборудование § 11. Конструкции § 12. Трасса Глава 3. Соревнования по дисциплинам кросс-кантри § 1. Характеристики гонок § 2. Трасса § 3. Разметка трассы § 4. Зоны старта и финиша § 5. Зоны питания/технической помощи § 6. Оказание технической помощи § 7. Процедура гонки § 8. Многодневные гонки Глава 4. Соревнования по скоростному спуску § 1. Организация соревнований § 2. Трасса § 3. Одежда и защитные принадлежности § 4. Маршалы § 5. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 6. Тренировка § 7. Транспорт Глава 5. Гонки байкер-кросс 4-х § 1. Характер соревнования § 2. Организация соревнований § 3. Трасса § 4. Транспорт § 5. Одежда и защитные принадлежности § 6. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 7. Тренировочные заезды § 8. Система предупреждение спортсменов с использованием карточек Глава 6. Соревнования по велокроссу § 1. Организация соревнований § 2. Процедура гонки Глава 7. Соревнования по триалу § 1. Возраст участников и категории § 2. Характеристика соревнований § 3. Секторы (контролируемые зоны) § 4. Территория проведения соревнований § 5. Процедура соревнований § 6. Продолжительность соревнований § 7. Ремонт инвентаря § 8. Классификация и результаты § 9. Одежда и защита § 10. Велосипед § 11. Стартовый номер § 12. Нарушения, штрафы и протесты Глава 8. Судейская коллегия Глава 9. Официальные лица и их обязанности

<<< I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Общие правила >>>

Отличия горных велосипедов

Горный велосипеды изначально придумали для катания по бездорожью и пересеченной местности, однако в условиях нашей российской действительности, из-за плохого состояния дорог, горные велосипеды с успехом стали использоваться для перемещения по улицам городов.

Конструктивные особенности горного велосипеда направлены на то, чтобы сделать сделать велосипед более проходимым, точным в управлении и комфортным в условиях бездорожья и горного рельефа.

Основными особенностями горного велосипеда являются: — наличие передней амортизационной вилки, а иногда и подвески заднего колеса с ходом от 100 мм — широкие покрышки толщиной 2.0 — 5.0 дюймов с агрессивным протектором — большой диапазон переключения передач, смещенный в сторону более низких передач — мощные дисковые тормоза — прямой руль — заниженная верхняя труба рамы велосипеда, и смещенная вперед посадка

Перечисленные выше моменты дают следующие преимущества: — уменьшают тряску велосипеда — увеличивают время контакта и сцепление покрышки с дорогой, а значит улучшают контроль над траекторией движения и передачей крутящего момента — уменьшают сопротивление качению на неровных участках (выбоины, корни, камни и т.д.), а значит уменьшают падение скорости при наезде на препятствия.

Однако горный велосипед имеет и свои недостатки: — Относительно большой вес за счет применения подвески колес, широкой резины — Потери мощности педалирования, связанные с паразитной раскачкой подвески — Низкая скорость на шоссе, из-за высокого сопротивление качению покрышек и плохой аэродинамики велосипеда

История возникновения и развития горного велосипеда (маунтинбайка)

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат. Первый велосипед, который был похож на используемые в наши дни велосипеды, был изобретен в 1884 году.

Долгое время велосипеды были предназначены для езды по ровной поверхности, но были люди, которые желали покорить на велосипедах горы. Вместе с этим появились умельцы, которые пытались адаптировать велосипед под горные условия. Результатом их трудов стал велосипед с мягкой амортизационной подвеской, более широкими колесами, многоскоростным приводом и индексным переключением передач.

Точной даты рождения маунтинбайка не известно, но есть две популярных точки зрения по этому вопросу. Одна из них гласит, что горный велосипед появился около 50 лет назад, когда американский студент пытался покорить на велосипеде горную вершину. По второй версии маунтинбайк появился 30 лет назад, когда прошел первый массовый старт на горных велосипедах.

В 1990 году прошел первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах, в том же году Международный союз велосипедистов, официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр в Атланте.

Преференции выбора

Наилучшие производители горных велосипедов

Преференции выбора
STELS Компания-изготовитель холдинга «Веломоторс» (Россия), год основания — 1996. Модели бренда пользуются популярностью на отечественном и зарубежном рынке. Свидетельство — данные товарооборота. Велосипеды этой марки, в том числе и горные, очень популярны на мировом рынке, что подтверждают высокие показатели продаж.
FORWARD Компания-изготовитель велосипедов и запасных частей в России. Серийное производство продукции относится к 1999 году. Добротность товаров подтверждается участием моделей горных байков в международных спортивных состязаниях.
COBE Позитивные отзывы говорят о качестве товаров от CUBE. Немецкая компания ежегодно представляет лучшие экспонаты на элитной выставке Eurobike.
Giant Фирма из Тайваня славится масштабами выпуска велосипедной техники. Насчитывает более 10 предприятий в мире и признается одной из наилучших среди производителей велосипедов.
Merida Тайваньская компания — главный оппонент Giant за рынки сбыта на родине и за границей. Является активным спонсором команд по велоспорту на престижных состязаниях. Это лучший способ рекламы и продвижения велотоваров.
Преференции выбора

Основные характеристики, на которые акцентируют внимание

Преференции выбора

Уровень мягкой вилки

Преференции выбора

Различают четыре вида:

Преференции выбора
  • Начальный  Представляется простыми по устройству вилками-амортизаторами. Без специального регулирования, которое влияет в основном на параметры. Затем приобретают мягкость либо жёсткость исходя из определенного образца. Модели с начальным уровнем мягкой вилки оптимально годятся для движения по лёгкой, без проезжих путей территории либо неторопливой езды по мегаполису.
  • Прогулочный Отличает экземпляры вилка шагом 60 мм. Используется регулирование жёсткости и иные опции. Позволяет комфортное передвигаться там, где нет дорог.
  • Спортивный Типичен для изделий, которые применяются для активных занятий. В наличии большее количество функций и настроек по сравнению с предыдущими уровнями. Качественное обслуживание гарантирует длительный срок эксплуатации вилки при постоянной езде.
  • Профессиональный Отличительная черта — обширные опции. Впору использовать при значимых, целенаправленных тренировках. Выдерживают агрессивный способ передвижения по непроходимым участкам местности.
Преференции выбора

Уровень заднего переключателя 

Преференции выбора

Известные торговые марки горных велосипедов применяют в производстве товаров навесные переключатели от компании Shimano Япония), Campagnolo (Италия) и SRAM США. Выделяют пять типов:

Преференции выбора
  • Начальный  Настройка системы переключения задней скорости происходит через 150-500 км пробега и зависит от образца. Невысокая цена продукта, но качество деталей низкое.
  • Прогулочный Для переключателей характерна низкая износоустойчивость, более высокая стоимость. Производители устройств: SX4 и SRAM Centera, Shimano Deore и AceraX. Подстройка требуется через 3000 км.
  • Спортивный Присуща износостойкость и умеренная стоимость. Относятся Attack и Shimano Saint, SRAM X.7 и Hone. Используются непрофессионалами для тренировок в обстановке сносного бездорожья. Отсутствие дополнительных опций и спецнастроек удлиняет пробег до 5000 км.
  • Полупрофессиональный Условный показатель, который отделился от профессионального, однако не вошел в спортивный тип. Совмещает добротность и недешевую стоимость, приближается к качественным образцам.
  • Профессиональный К таким причисляются модели SRAM X.0 и Shimano XTR. Годятся спортсменам-профессионалам для участия в состязаниях и преодоления сложнейших трасс. Отличительные особенности — высокая степень устойчивости к износу и дороговизна. Но без подстраивания выдерживает до 5000 км.
Преференции выбора

Разновидности моделей

Преференции выбора

По виду колёс

Преференции выбора
26 дюймов Стандарт габаритов колёс для горных образцов. Обуславливается особенностями конструкции и влияет непосредственно на преодоление велотрассы. В большом в различных видах МТВ используются разные колеса. В прогулочных версиях за габариты стандартно принимаются 26 дюймов.
29 дюймов Найнеры прославились не так давно. Колеса и их размер издавна не вызывают удивления. Однако акцент поставлен не на их облик. Крупногабаритные колеса характеризуются большей проходимостью по сравнению с 26-дюймовым стандартом, устойчивостью и восприимчивостью дорожного покрытия.
Преференции выбора

Для женщин

Преференции выбора

Подразделение изделий в зависимости от пола. Окраска моделей для слабого пола отличается мягкостью и нежностью оттенков, габариты рам часто имеют предел в 20 дюймов. Не уступают образцам для мужчин по технической оснащенности, стоят почти одинаково.

Гибридные горные образцы

Демонстрируют смесь шоссейного и горного велосипеда. Объединяют характеристики обеих сторон, находят отличное применение на смешанных маршрутах. Несовершенство гибридов заключается в том, что их не ставят в один ряд с классовыми велосипедами.

Возможности неподготовленного велосипедиста

Труднодостижимые рекорды вдохновляют любого спортсмена, а обычному человеку, иногда выбирающемуся на велосипедные прогулки, намного интереснее узнать: с какой скоростью можно двигаться по обычным дорогам, не принимая участие в соревнованиях.

Для измерения скорости на велосипед, не так давно – пятнадцать-двадцать лет назад устанавливали большие, тяжелые и ненадежные механические спидометры. Сегодня каждый может позволить себе купить миниатюрный электронный велокомпьютер, который кроме текущей скорости и общего пробега отображает среднюю скорость движения, максимальную скорость, длину маршрута, темп в минуту, расход калорий, время в пути, и другу полезную информацию в более дорогих моделях.

Средний велосипедист на современном горном велосипеде без чрезмерных усилий может держать среднюю скорость 18-20 км/ч по шоссе, проезжая 10 км за 30 минут. Такой же велосипедист на шоссейном велосипеде может передвигаться со средней скоростью 20-25 км/ч по прямой асфальтированной дороге, проезжая 10 км за 25 минут. Пол ездока не имеет решающего значения, на таких скоростях. Средним велосипедистом считается человек, который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день.

Возможности неподготовленного велосипедиста

На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.

Читайте также:  Размеры поля пляжного волейбола. Стандарты FIVB

В городских условиях необходимо: объезжать остановившиеся автомобили и общественный транспорт, останавливаться на перекрестках и переездах, притормаживать до входа в повороты и перед пешеходами, поэтому средняя скорость велосипедиста в городе всегда ниже, чем на шоссе, приблизительно на 5-10 км/ч.

Несмотря на то, что на шоссейном велосипеде можно ездить быстрее по асфальту, чем на горном, его нельзя рекомендовать для поездок по городу. Байкер сидит низко на шоссейнике и имеет плохую обзорность, а остановится аварийно на таком велосипеде без заноса не получиться. Горный велосипед, хотя и медленнее шоссейного при движении по твердому покрытию, но более предпочтителен для езды по городу. На маунтингбайке очень легко маневрировать благодаря широкому рулю, а отличное сцепление широких шин с асфальтом позволит мгновенно застыть на месте.

При езде по пересеченной местности, даже на горном велосипеде, невозможно развить максимальную скорость 30 км/ч. Поскольку вне асфальта на пути часто встречаются ямы, бугры, песок, при проезде которых скорость значительно будет снижаться. При езде на маунтигбайке по лесной дороге средняя скорость обычно составляет 15 км/ч.

С другой стороны, шоссейный велосипед, имея малую толщину покрышек и большее распределение веса на переднее колесо, фактически не годится для катания по лесу. Средняя скорость движения шоссейного велосипеда при езде по песку, опавшим листьям, снегу составит 5-8 км/ч. При попытке преодолеть глубокий песок или снег на шоссейнике, переднее колесо занесет в сторону, или оно упрется в продавленный песок, и наездник, возможно, катапультируется через руль. Кроме того, при езде на велосипеде без амортизаторов по гравийной или прокатанной гусеничным транспортом дороге, очень быстро накапливается усталость, из-за ударов на руки и позвоночник.

6 Sep 1996: Chris Boardman of Great Britain breaks the world hour record by cycling km in an hour at the Manchester Velodrome in Manchester, England. Mandatory Credit: Gary M. Prior/Allsport

Возможности неподготовленного велосипедиста

Опытные спортсмены способны преодолевать расстояния в 100 километров, двигаясь со средней скоростью около 30 км/ч. Так Руй Кошта (победитель групповой гонки на 242 км) в 2013 году проехал дистанцию со средней скоростью 36 км/ч.

Для примера приведем нормы получения разрядов велоспорт-шоссе в дисциплине «индивидуальная гонка на время» (РОССИЯ):

Звание/разряд Дистанция (км) Время (минут) Средняя скорость (км/ч)
МСМК мужчины 50 64 46,88
МСМК женщины 25 35,5 42,25
МС мужчины 25 33 45,46
МС женщины 25 37,5 40
КМС мужчины 25 35,5 42,25
КМС женщины 25 40 37,5

Триатлон – особый вид соревнований

Кросс-кантри триатлон.

Еще одной разновидностью соревнований с использованием кросскантрийного маршрута является триатлон. Это говорящее название позволяет понять, что в таких состязаниях используется всего три дисциплины:

  • Плаванье.
  • Кросс-кантри.
  • Бег.

Корни триатлонных соревнований можно найти во Франции: в 20-х годы XX века там проводились соревнования «Les Trois Sports», в которые входили 3 км бега, 12 км езды на велосипеде и пересечение вплавь канала Марне.

Следующая информация о полноценных триатлонных гонках приходится на 70-е годы: тогда в Южной Калифорнии был основан клуб тренирующихся вместе бегунов, пловцов и велосипедистов. Их совместные тренировки переросли в первый триатлон залива Mission Bay, который принято считать предтечей современного нам короткого триатлона.

ФАКТ! Первые триатлонные соревнования были проведены 25 сентября 1974 года – именно этот день принято считать днем основания такого дисциплины.

Сегодня в триатлонную «олимпийскую» дистанцию входят: 1,5 км заплыва, 40 км кросс-кантри и 10 км бега: именно такой путь считается эталонным, хотя порой происходит увеличение расстояний до огромных цифр.

2000 год считается годом официального вступления этой спортивной дисциплины в когорту олимпийских: в Сиднее в 2000 году были проведены первые олимпийские соревнования по триатлону. Кроме того, ежегодно проводится Кубок мира по триатлону, соревнования по дуатлону, зимнему триатлону, даже триатлону в закрытых помещениях.

Другие составные части горного велосипеда

Навесное оборудование При покупке байка главным критерием (после рамы) является группа или класс навесного оборудования, установленного на велосипеде. Основным ориентиром являются группы от Shimano — мирового лидера в навесном оборудовании для велосипедов, так как редкий велосипед не имеет какой-то части оборудования от Shimano. Условно их можно поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano. Для сравнения также приведены классы переключателей, ручек и тормозов от второго ведущего мирового производителя SRAM поделить на два класса: любительский и спортивный. Ниже приводится перечень групп от Shimano. Для сравнения также приведены классы переключателей, ручек и тормозов от второго ведущего мирового производителя SRAM.

Shimano

Краткая характеристика

SRAM

XTR

Для спортсменов профессионалов

ESP 9.0 SL Dirt Plasma

Deore XT*

Используется спортсменами и является ориентиром для большинства любителей, которые могут себе это позволить

ESP 9.0 Dirt Quarts

Deore LX*

Настоящее качество. Верхняя планка для самых крутых любителей. Используется спортсменами

STX-RC

Начальная спортивная группа

ESP 7.0 Dirt Neos

Alivio

Лучшее для любителей

ESP 5.0 Dirt Centera

Acera-X

Средний хороший уровень для любителей

Dirt MRX

Читайте также:  Где покататься на горных лыжах и сноуборде в Сибири в 2021 году

Популярность спортивных групп у любителей объясняется прежде всего надежностью, плавной и четкой работой и, конечно, меньшим весом. Поэтому для агрессивной бездорожной, да и просто по-настоящему активной езды желательно оборудование спортивного класса. Также стоит отметить, что на байк, за редким исключением, никогда не ставится полностью оборудование одной группы. Для достижения оптимальных параметров в критерии «качество/стоимость» применяется смешивание компонентов разных групп, как правило, двух соседних. Чем лучше группа оборудования, тем оно легче по весу. Также можно встретить названия других фирм, производящих отдельные части навесного оборудования: Sram, Formula, Suntour и др.

Переключатели Передний и задний. Самая главная деталь велосипеда после рамы. Передний переключатель перебрасывает цепь между тремя передними звездами на системе. Задний переключатель перебрасывает цепь между 6-9 задними звездами на кассете. Наиболее распространены переключатели от Shimano и SRAM. Ручки переключателей, приводящие их в действие, расположены на руле. Правая отвечает за задний переключатель, левая — за передний. Существуют два типа ручек переключателей. Первый вариант- это «рэпидфайр» (Rapidfire) от Shimano, ручки которого имеют два рычажка: один для движения цепи с больших звезд на меньшие, второй — в обратную сторону. Переключение осуществляется с помощью пальцев (большого и указательного). Второй вариант — это «грипшифт» (Grip Shift) от фирмы SRAM. Этот переключатель выглядит как ручка газа на мотоциклах, переключение осуществляется его вращением . В отличие от «рэпидфайр» «грипшифт» позволяет переключать скорости во всем диапозоне одним движением. Каких бы то ни было явных преимуществ ни одна из приведенных систем перед другой не имеет, выбор зависит от вкуса. Обе системы одинаково удобны и быстры в освоении.

Тормоза С момента своего первого появления несколько лет назад, тормоза «ви-брейк» (V-brake), разработанные фирмой Shimano, завоевали колоссальную популярность своей надежностью, отличной работой и малым весом. Вскоре и другие фирмы начали производство подобных тормозов (о копировании разработки Shimano речь не идет, так как патент на аналогичный дизайн тормозов был выдан во Франции еще в 20х годах нашего столетия). Кроме Shimano наиболее известны фирмы Avid и Grimeca. Отдельного упоминания заслуживает фирма Magura — производитель гидравлических тормозов для велосипедов. Несмотря на свою высокую цену эти тормоза, безусловно, стоят этих денег. В последние годы бурное развитие претерпели дисковые тормоза, полностью вытеснив прочие из даунхилла, они пришли и в кросс-кантри. На сегодняшний день это лучшие тормоза, но их высокая стоимость, необходимость своей особенной втулки, замедляют их широкое применение.

Амортизационная вилка Жесткие передние вилки уходят в прошлое. Только самые дешевые модели не имеют амортизационных вилок — неотъемлемой части настоящего горного велосипеда. Сегодня наиболее распространены амортизационные вилки пружинно-эластомерного типа, к более дорогим относятся вилки пружинно-гидравлического (масло) типа и новейшие воздушные. Ход вилок для кросс-кантри колеблется от 2,5 до 4,5 дюймов (67-100мм), вилки для даунхилла имеют ход от 4,5 до 7 дюймов (100-180мм). В последние годы широкое распространение получили вилки, более доступные по цене и обладающие неплохими характеристиками, произведенные в Тайване: SR Suntour, Ballistic, Top Gun.

Дисциплины велоспорта

Трек, шоссе и маунтинбайк — основные разновидности гонок. Есть еще соревнования, которые требуют выполнения сложных трюков, самыми известными являются Всемирные экстремальные игры.

Велогонщики участвуют в соревнованиях:

  • Индивидуальных на дистанции 200, 500, 1000 м. Задача — преодолеть это расстояние как можно быстрей. Результаты всех спортсменов записываются, побеждает тот, кто потратил меньше времени на прохождение дистанции.
  • Групповых на время. Также нужно прийти к финишу первым, но при этом движение по треку усложняется из-за присутствия других участников.
  • Гонка по очкам. Заезд, в котором есть много промежуточных финишей. За пересечение каждого из них участнику, пришедшему на промежуток первым, начисляются очки. Побеждает не тот, кто первым пересек финишную черту, а набравший суммарно большее количество очков.
Дисциплины велоспорта

Трек для велоспорта

Соревнования проходят в крытом треке, где угол поворота составляет 42 градуса, а уклон трассы — 12 градусов.

Шоссе

История шоссейного велоспорта получила свое развитие, когда дороги приобрели вид, приближенный к современному. Дисциплина входит в программу Олимпийских игр, есть групповые и одиночные заезды.

История шоссейного велоспорта

Дисциплины велоспорта

Гонка проводится по автомобильной дороге, маршрут включает подъемы и спуски. Дистанция пробега может достигать нескольких десятков километров. Движение по участку, где проводится заезд, перекрывается. За ходом гонки следят с машин, которые едут позади велосипедистов.

Маунтинбайк

Состязания на горных велосипедах проводятся на пересеченной местности с подъемами и спусками. Спортсменам приходится противостоять не только друг другу, но и «капризам» трассы. В этой дисциплине присутствуют:

  • Гонка на время.
  • Заезд на выбывание.
  • Фрирайд — езда по бездорожью с выполнением эффектных трюков, прыжков со склонов и преодолением извилистых тропинок, мостков.

Маунтинбайк

Дисциплины велоспорта

Последний вид спорта финансируется производителями снаряжения. Зрелищные гонки являются основой сюжета фильмов, предназначенных для любителей велоспорта.

Кросс

Соревнования проводятся на пересеченной местности с естественными и искусственно созданными препятствиями. Заезд может быть групповым или с отдельным стартом для каждого участника. Побеждает в соревнованиях тот, кто преодолел большее расстояние за отведенный промежуток времени.