Три подхода к практике йоги: удовольствие, боль и отрешенность

Аштанга-йога – это особая практика, сформировавшаяся в русле хатха-йоги. Если классическая йога уделяет первоочередное внимание дыхательным упражнениям, развитию гибкости и расслаблению, то аштанга-йога формирует силу духа и тела. Для того, чтобы достичь главной цели, – самадхи (полного равновесия, духовного совершенства), – нужно будет пройти восемь непростых этапов.

Аштанга-йога – что это такое?

Аштанга-йога представляет собой восьмиступенчатый Путь к конечной Цели – самадхи (наивысшего духовного совершенства). Эту систему предложил несколько веков назад индийский риши Патанджали.

Хоть и конечной целью является достижение душевной гармонии, в аштанга-йоге очень внимательно относятся и к физическому совершенствованию, так как телесная оболочка и ментальный дух неразрывно связаны.

Данная практика отлично подходит для тех, у кого сильное тело и разум, жаждущий свершений. К практике аштанга-йоги прибегают чаще люди, желающие укрыться в собственном духовном мире от внешних проблем.

Аштанга-йога – что это такое?

Каждый из восьми этапов Пути по-своему непрост. Первые два, пожалуй, одни из самых ответственных, так как учат человека психогигиеническим правилам жизни. Если нет достаточно желания и силы воли сделать их своим образом жизни, переходить к следующим этапам просто бессмысленно. В общем, если человек осознает, что у него нет готовности духовно менять себя, он должен понимать, что аштанга-йога – не для него.

В процессе занятий йогин должен уделять внимание трем важным моментам: правильная поза, точка концентрации и ровное дыхание.

Концентрация во время упражнений очень важна

Первые симптомы нарушений

Либидо женщины напрямую зависит от гармоничного распределения энергии в организме. Если преобладает явный перевес иньской энергии, то тело женщины быстро слабеет, становится вялым. Сил не хватает на выполнение ежедневных обязанностей по дому, снижается работоспособность человека. Все системы стремятся к обретению полного покоя.

При перевесе мужского начала или янской энергии, тело женщины начинает жить в режиме ускорений всех процессов, которые происходят в организме. Потому что высшее выражение янского начала – активность, постоянное движение и скорость. Если человек абсолютно здоров, то он вполне может существовать в таком напряженном режиме, но надолго не хватит даже самого сильного организма. Начинают происходить сбои, которые в первую очередь сказываются на сбоях в сексуальной жизни женщины.

Первые симптомы нарушений

Поза горы

Читайте также:  Йога вверх дном: перевернутые асаны, их польза и противопоказания

Дханурасана

Поза орла

Первые симптомы нарушений

Первые симптомы нарушения энергетического баланса очень просты:

  • появление усталости;
  • снижение иммунитета;
  • неоправданная суетливость;
  • бессонница или сонливость;
  • отсутствие влечения к партнеру;
  • физическое переутомление, в котором женщина может пребывать в течение долгого времени.

Если женщина не сможет справиться с накопившимися проблемами, то они будут только усугубляться. Несложные асаны йоги не смогут полностью помочь избавиться от возникших трудностей в сексуальной жизни, но при регулярном их исполнении фигура женщины станет более подтянутой, что окажет положительное влияние на уровень ее самооценки, а значит, и отношениях с противоположным полом.

Первые симптомы нарушений

Как завещали древние йоги: границы дозволенного

Все принципы, о которых говорилось раньше, касаются только занятий йогой. Но есть предписания, касающиеся нашей повседневной жизни. Они составлены древними индусами. Для начинающих они могут показаться несколько радикальными. Но, занимаясь йогой, вы через какое-то время вдруг обнаружите, что расхотели курить или стали меньше думать о материальном благополучии. Так окажется, что вы уже начали жить по закону древних йогов.

Законы йоги делятся на две части: яма и нияма. Первая часть содержит моральные ограничения, вторая – предписания.

Яма во многом схожа с христианскими заповедями. В моральный кодекс начинающих йогов входит, например, принцип ненасилия. Но индийская традиция трактует его шире, включая сюда, например, вегетарианство. Считается, что йогу необходимо избегать вранья, и причин для «лжи во спасение» не существует. Есть запрет на воровство. Как многие другие духовные учения, йога проповедует нестяжательство. Но здесь в это понятие входит так же отказ от привязанностей. Внутренняя собранность в законах ямы включает в себя контроль похоти, нераспущенность и сохранение целомудрия до вступления в брак.

Читайте также:  Йога при варикозе – поможет ли йога при заболевании?

Связать и соединить

Важно осознать, что сопряжение двух составляющих всегда создаёт отношения зависимости между ними. Подобное соединение, в случае достижения взаимного уравновешивания и согласованности, приводит к совокупному усилению, что позволяет уже совместно достичь новых результатов и открывает новые возможности.

Ещё раз, ключевая мысль в том, что каждое существо или предмет несет в себе свои уникальные свойства, которые в соединении друг с другом и при сбалансированном их использовании, позволяют достичь цели. Это проявляется во всём в жизни — только научившись правильно обращаться с объектом, так сказать, обуздав его и обретя некоторую сноровку, можно с его помощью решать поставленные задачи.

В качестве примера как йога сначала должна связать, укротить одно, чтобы затем соединиться с другим, подойдёт хорошо известный из Упанишад образ тела человека, уподоблённый колеснице, где[2][4]

Атман — седок, колесница — тело, буддхи — возничий, манас — вожжи, индрии — кони.

Возничий (как разум человека) должен укротить строптивых лошадей (пять чувств) и подчинить их своей воле, иначе норовистые кони будут рвать вожжи (ум) каждый в свою сторону, и неуправляемая колесница в конце концов со всего разгону налетит на что-нибудь и поломается.

Из этого примера очень хорошо видно, что ни в коем случае не надо полностью подавлять чувства — это равносильно полной остановке колесницы посредине пути. Важно подчинить воле разума свои чувства, научиться управлять желаниями, и только тогда у Возничего есть шанс услышать голос Души (Атмана сидящего в колеснице). Только Душа знает дорогу к конечной точке путешествия, к высшей цели — обители абсолютной Истины, Богу.

Три принципа Гуру-йоги

Итак, первый принцип Гуру-йоги – добровольное желание ученика обучаться.

Читайте также:  Одежда для йоги. Критерии выбора

Ученик сам желает учиться духовному искусству с целью духовной трансформации (не поклоняться, не следовать, не зависеть, не обожать, не творить кумира, а именно учиться духовному искусству), а какие формы это обучение примет – это уже тонкости школы, в которую, как известно, нужно войти, уважая ее порядки, традиции и правила.

Второй принцип Гуру-йоги – готовность ученика.

Ученик должен быть готов установить взаимоотношения с Духовным Учителем. Он должен сформироваться как личность, делающая сознательный выбор. Он должен научиться отвечать за свой выбор, чтобы следовать ему, не взирая на трудности обучения или препятствия на пути, поэтому говорят: «Когда ученик готов – приходит Учитель».

Третий принцип – свобода воли ученика, свобода выбора.

Учитель всегда заинтересован, чтобы помочь ученику обрести большую внутреннюю свободу, большую свободу воли, ибо без свободы воли никакое дальнейшее развитие невозможно. Никакой Учитель не желает, чтобы ученик отказался от своей осознанности, своей воли, своей внутренней свободы, своей свободы выбора.

Никакой Учитель не желает видеть своего ученика скованным, закомплексованным. Ни отношение слепого поклонения, ни отношение восторженной эмоциональной привязанности, и тем более зависимости, не приветствуются Духовным Учителем.

Подлинный Духовный Учитель желает помочь раскрыть ученику абсолютное космическое Сознание, Будду, внутреннее божество. Он желает помочь ему стать самодостаточным, осознанным, понимающим, обрести целостность и внутреннюю свободу так, чтобы в будущем ученик мог сам учить других, силой сознания творить новую реальность (мандалу), управлять событиями и даже создавать в будущем новые вселенные.

Отношения Учитель-ученик развиваются в сторону все большей и большей свободы и самодостаточности ученика. Другой вопрос, что зачастую сам ученик не видит своих ограничений, и Учитель показывает их ему, помогает выйти за «грани».