Кундалини. Цели, методы, опыт пробуждения

Кундалини йога — это соединенные воедино дыхательные практики, физические упражнения и медитации, способные воздействовать на тело и разум человека. Она появилась в середине 20 века, но, как духовная философия, известна очень давно. Соединив физические упражнения и религиозные убеждения, Йоги Бхаджан получил практику, способную помочь совершенствовать не только тело, но и свой разум — Высшее Я.

Кундалини йога для начинающих: специфика

Новичкам практиковать комплекс упражнений Кундалини йога для начинающих нужно ежедневно по одному занятию, чтобы не вызвать переутомления. Хорошо сочетать групповые тренировки, где учитель следит за дыхательными ритмами, правильностью выполнения физических и духовных практик, и самостоятельные занятия. Такое чередование позволит достичь быстрого результата.

Одежда должна быть из натурального материала (в идеале белого цвета), свободной, не стеснять движения. Хорошо иметь с собой плед, чтобы укрыться во время релаксации. Хорошо иметь бутылку с питьевой водой.

Для получения стабильного результата следует заниматься каждодневно в течение 40 дней. Но начинать практику из любопытства, не имея перед собой определенной цели, не стоит. Пользы не принесет такая практика.

Несколько полезных советов для начинающих

Занятия кундалини йогой наполнят тело правильной энергией

Прежде чем начать первый урок кундалини, ознакомьтесь с этими советами: они сделают ваши занятия комфортнее, приятнее и результативнее.

  1. Садитесь удобно. Если в положении, которое показывают в ролике, у вас начинает болеть спина, копчик или другие части тела, не терпите дискомфорт: смело меняйте положение до тех пор, пока не почувствуете себя удобно.
  2. Обеспечьте поддержку конечностям. В позе лотоса колени находятся на весу, и вы, вероятно, начнете горбить спину. Чтобы избежать этого, можете подложить под колени подушки, облегчив нагрузку на спину и суставы таза.
  3. Не пренебрегайте разминками. Как бы вам ни хотелось сразу перейти к криям, сначала разогрейте тело. Это поможет избежать растяжений и травм, а также настроит вас на нужный лад.
  4. Накрывайте позвоночник и голову. Дополнительное тепло поможет сосредоточиться, поэтому проследите, чтобы в месте для занятий не было сквозняков. Лучше всего выбирать одежду для практики из натуральных тканей. Например, хлопка.
  5. Подберите подходящую музыку. В подготовленных нами видео уроках по кундалини йоге уже есть музыкальное сопровождение, но в дальнейшем вы можете найти личные любимые мелодии для упражнений.

После окончания занятия следует принять ванну с солью и ароматическими маслами.

Читайте также:  Аюрведический массаж в домашних условиях

Эта процедура завершит процесс расслабления и подарит несколько приятных минут.

Совет: старайтесь не сутулиться и расправлять плечи. Часто тело болит от слабости нетренированных мышц.

Сила пранаямы

Дыхательные упражнения – неотъемлемый элемент практик кундалини-йоги, которая тесно связывает психическое состояние индивидуума с его дыханием . Глубокие размеренное дыхание дает расслабление, спокойствие и умиротворение, а поверхностное вызывает стрессовое состояние организма. Для повышения эффективности крий в практике кундалини используют глубокие вдохи-выдохи в такт динамических движений или специальные дыхательные техники – пранаямы, основанные на регулировании поступления в организм из воздуха праны (жизненной силы) и направлении ее в определенные участки тела (для чего замедляют, ускоряют или задерживают вдох-выдох). Пранаямы позволяют накопить и правильно использовать получаемую при дыхании энергию. Существует множество пранаям, направленных на достижение определенного эффекта:

  1. Бхастрика (или «огненное дыхание») . Энергичное непрерывное дыхание через нос с сильным сокращением мышц живота на выдохе и еле заметным коротким грудным вдохом. Согревающая, наполняющая организм энергией дыхательная техника. Прекрасно чистит все чакры организма, а на физиологическом уровне стимулирует работу кровеносной и гормональной систем, бодрит ум и повышает работоспособность;
  2. Кабалабхати – вариация бхастрики , выполняемая очень легко и незаметно (как будто сдувая пылинку с верхней губы). Прекрасно помогает восстановить ясность ума и взбодриться;
  3. Полное дыхание (или «йогическое») снизу доверху . Представляет собой глубокий волнообразный вдох с воображаемым заполнением всего внутреннего объема тела (от нижней части живота до верхнего отдела легких и ключиц) вдыхаемым воздухом и такой же медленный выдох, постепенно освобождающий все тело от воздуха. Техника пранаямы может быть визуализирована путем воображения воздушного шара, медленно надувающегося и выпускающего воздух, что повышает эффективность такой дыхательной практики. Такая пранаяма способствует успокоению ума и нормализации нервной системы человека. Для усиления эффекта и достижения медитативных состояний дыхание делают порционным с приемлемыми задержками после каждого вдоха (выдоха) или дополнительно применяют технику сжатия носовых пазух при вдохе и мышц гортани при выдохе (так называемая техника «уджая»).
Сила пранаямы

Полное дыхание является базой для множества других вариаций пранаям, используемых в практике кундалини-йоги.

Читайте также:  Позы йоги для начинающих в домашних условиях: 30 асан с картинками

Опыт Учителя

У моего учителя, Леонида Попова, подъем Кундалини проходил, как он говорит, в состоянии контролируемого йогического сна.

Следуя инструкции своего Учителя, Леонид поднимался в три часа утра, выполнял серию асан и пранаям и принимал положение Шавасаны. В Шавасане он и погружался в контролируемый сон, концентрируясь на каменистом дне чистой реки. В этом состоянии дыхание настолько замедлялось, что возникала спонтанная Кевали кумбхака (задержка дыхания с едва заметным выдохом) вместе с непроизвольной Уддиияной (втягивание живота внутрь). На задержке дыхания после выдоха и начинался подъем Кундалини. Подъем Кундалини до эпифиза иногда проходил на одной задержке дыхания. Часто подъем сопровождался резким изменением ритма и режима сердечных сокращений. Леониду казалось, что за счет двух-трех мощных ударов сердца вся кровь из ног и нижней части брюшной полости перекачивалась вверх.

Кундалини «просыпалась» у основания позвоночника, над анусом, под дугой копчика. Она воспринималась как светящийся горячий эллипсоид с постоянно перемещающейся энергией внутри. Свет, жар и энергия в эллипсоиде находились в постоянном движении. Ясно воспринимались несколько слоев света вокруг продольной оси эллипсоида. И эти слои света и энергии вращались с разной скоростью относительно друг друга. Чем дальше от центральной оси, тем больше скорость вращения. Одновременно с вращением вокруг продольной оси этот горячий эллипсоид вытягивался до сигара подобного вида и поднимался вверх по Сушумне внутри позвоночника.

В самом начале подъема Кундалини на уровне Свадхистханы появлялось чувство, похожее на эротическое удовольствие. При подъеме Кундалини до Манипуры и выше оно трансформировалось в нарастающее чувство всепоглощающего восторга и экстаза, которое уже не имеет аналогов для сравнения.

Светящийся эллипсоид огибал эпифиз, и Кундалини с раздражением и сожалением начинала опускаться вниз по тому же пути. Раздражение Кундалини, по словам Леонида, вызывалось тем, что Шива, спрятавшись в шишковидной железе, не выходил к ней навстречу.

Подъем Кундалини вызывал у Леонида выход энергетического двойника из физического тела. При этом Леонид чувствовал, что если бы произошла встреча Кундалини с Шивой, то ей незачем было бы возвращаться назад. В этом случае у нас не было бы возможности поговорить друг с другом. То есть он чувствовал, что в этом случае должна была наступить смерть физического тела.

Леонид отмечал, что при спуске Кундалини необходимо было удерживать внимание в Аджне. Если этого не делать, то могло быть непроизвольное семяизвержение без эрекции при прохождении Кундалини через Свадхистхану. Это вызывало ощущение опустошения и резкого оттока энергии.

Другие случаи, когда наблюдалось ощущение жара в позвоночнике, покалывание, дрожь в теле и т. д., Леонид относит лишь к проявлению Кундалини, или частичному ее пробуждению. Ощущение состояния блаженства, восторга и экстаза Леонид воспринимал как ловушку. В период своих наиболее интенсивных духовных поисков и работы с Кундалини Леонид вел строгую жизнь монаха.