Что такое хатха-йога и кому она подходит?

«Йога — это всё, что приближает нас к осознанию
существования некой силы, которая выше и могущественнее нас,
и приводит к гармонии с этой высшей силой».

Философия и суть хатха-йоги

Хатха-йога – это оптимальный вариант йоги для начинающих, поскольку позволяет достичь медитативных состояний через работу тела. Она состоит из 5 основных элементов:

  • асан (физических упражнений);
  • пранаямы (дыхательных практик);
  • очищения внутренних органов;
  • расслабления ума;
  • сбалансированного питания.

Сам термин «хатха» состоит из двух слогов. Первый, «ха», означает активную солнечную энергию, вдох; «тха» — пассивный спокойный выдох. Это в полной мере раскрывает суть хатха-йоги: она учит балансу, расслаблению без апатии и активности без суеты.

Существует ли «неправильная» йога

Из-за обилия вариантов хочется положиться на некую «каноничность», которая ну точно должна быть и правильной, и эффективной. При этом практически в любой сфере вы можете заметить людей, которые считают именно свой подход более «настоящим» и «правильным». Кулинарная техника, методы воспитания детей, ремонт автомобиля, фотографирование… Сколько угодно тем, которые могут похлеще политики и религии разделить людей на враждующие лагеря. Вступать в эту вечную дискуссию дело неблагодарное, а ведь и сама философия йоги подразумевает терпимость, принятие и любовь. С уверенностью можно сказать лишь одно – где в дело вступает раздор, йога заканчивается.

А что можем знать мы? Искусство йоги очень древнее, оно по началу передавалось только от учителя к ученику, поэтому закономерно постоянно терпело какие-то изменения. Практикующие мастера дорабатывали методы и передавали своим ученикам их уже в измененном виде, и так до бесконечности.

Принято считать, что йога пришла к нам из Древней Индии, но и это огромная территория, которая была разделена на разные культуры и религиозные течения. Каждое из них вносило что-то свое в йогу. Вообще само понятие «йога», которое пришло к нам из индийской культуры, является очень широким и обозначает набор как духовных, так и физических практик. Классически йогу разделяют на пять сегментов:

  • раджа-йога
  • карма-йога
  • джнана-йога
  • бхакти-йога
  • хатха-йога

Масса направлений йоги, которые сформировались на протяжении последних лет, обычно опираются на одно или несколько из этих учений. Часто авторские практики просто имеют определенные дополнения (пранаяма, мантры и т.д.), вариацию последовательностей и более строгий регламент выполнения асан.

Подытоживая, понятие «канонической» йоги очень размыто, потому что каждая школа даже классической йоги (одного из приведенных выше направлений) привносит в практику что-то свое. При этом все виды йоги опираются примерно на одни и те же знания, потому, в первую очередь, стоит искать не эталон, а что-то идеально подходящее именно вам. А вот что именно выбрать для себя – рассмотрим дальше.

Философия классической йоги

Чтобы понять философию йоги, нужно сперва разобраться с ее истоками и теоретическими основами.

Йога – философия Древней Индии, основы которой изложены в главном труде этой школы, называемым «Йога-сутра», и комментариях к нему. Его автором является Патанаджали, о котором известно очень мало. Рекомендуем ознакомиться со статьёй про хатха йогу.

Ранее считалось, что великий учитель, философ и йог жил в Индии во II веке до н.э. Но теперь укрепилось мнение, что это было позже на несколько столетий – во II веке н.э. Патанаджали выступает лишь автором труда, а не всего философского учения, так как упоминание о принципах йогической практики упоминается еще в Ведах, Рамаяне и Махабхарате (в части Бхагавадгита). Сам термин «йога» можно встретить в ранних упанишадах, являющихся комментариями к Ведам.

Философия классической йоги

Приступим к основополагающим понятиям философии классической йоги.

Итак, все бытие в себя включают две субстанции Пракрити и Пуруша. Пракрити представляет собой все материальное в существующем мире. Это то, что можно увидеть, услышать или почувствовать каким-либо другим способом, зарегистрировать высокоточными приборами. Рекомендуем ознакомиться с информацией про айенгара-йогу.

Под понятием «Пуруша» заключено духовное начало, так называемый вечный Дух. Ишвара – Бог среди всех духовных существ – и есть проявлением Пуруши. Он не создал мир и не управляет им, но ему под силу объединять и разъединять духовное с материальным. Если Пракрити невозможно осознать, то Пуруша обладает сознанием.

Если Пракрити постоянно меняется, то Пуруша не подвержен переменам, поэтому он находится вне времени и пространства. Он является словно наблюдателем за изменяющейся картиной мира.

Читайте также:  Занятия йогой в домашних условиях – правила выполнения асан

В учении классической йоги человек, как и весь мир, является неким микрокосмосом, соединяющем в себе Пракрити и Пурушу.

Материальное в человеке – это его физическое тело, мысли, эмоции, память и пр. Духовное, то есть Пуруша, представляет его сознание, так называемое «Я» – неизменное и вечное.

Пуруша сознательно направляет Пракрити. Это можно сравнить с заблудившимися в лесу людьми, где Пуруша без ног, а Пракрити слепой. И только объединившись, они смогут пробраться через лес и освободиться.

От привязанности к объективному миру, порождающей желания и ожидания, человек испытывает страдания. Пока мы привязаны к формам Пракрити, мы оставляем в нашем буддхи (инструменте восприятия внешнего мира) отпечатки (васаны), поэтому будет существовать наша Карма – зависимость причинно-следственного характера.

Философия классической йоги

После смерти физического тела васаны остаются, а душа переходит в другую сущность. Это называется реинкарнацией, а череда перерождений – колесом сансары.

Освободиться от страданий возможно, утверждает йога. Именно практика йоги, очистительные техники, комплекс упражнений для тела и духа, философские размышления помогут осознать Пурушу, бросить стремления к чему-то материальному, освободиться от привязанностей. После этого осознания душа выходит из колеса сансары. Достигаемое бытие можно сравнить только с Ишварой – нет страданий, но есть осознание.

В рамках классической йоги сформировались разные направления. Их целое множество. Мы же рассмотрим некоторые из них.

Жизнь с йогой

Опыт болезни привел меня в чувство. Я поняла, что стресс и выгорание исчерпали меня до дна. Тело пыталось сообщить мне о чем-то намного более важном: это были не просто старые травмы, дающие знать о себе. Болезнь стала для меня возможностью начать жить осмысленнее и эффективнее. Тогда я решила начать регулярно заниматься йогой.

Йога привела меня к совершенно другой жизни. Она помогла постепенно пробудить мое тело ото сна, восстановить его силу, чувствительность и ощутить с ним взаимосвязь. Я больше не жила на автомате; йога стала картой моего нового путешествия. Практика помогала мне абстрагироваться от происходящего в голове и сосредоточиться на теле, и я вспомнила, что это значит — ощущать его своим от макушки до пяток.

Время на коврике стало моим убежищем, возможностью позаботиться о себе.

Жизнь с йогой

Я поняла, как всего за несколько лет жизни в постоянном стрессе в моем теле в буквальном смысле образовались узлы напряжения. Практика йоги помогла освободиться от тяжести, накопившейся внутри в результате стресса, а концентрация на дыхании — успокоиться и стать более сосредоточенной. Асаны, дыхание и физическая нагрузка до седьмого пота привели к тому, что мои узлы рассосались и впервые за многие годы я почувствовала себя сильной и ощутила единение со своим телом.

Читайте также:  Упражнения при протрузии позвоночника

Я открыла в себе внутреннюю мудрость. Ежедневная практика научила прислушиваться к малозаметным физическим сигналам тела и отвечать на них. Занятия сделали тело моим союзником, проводником и величайшим из учителей.

Какую йогу выбрать: классические виды йоги

Согласно древней мудрости, поведанной в далёкие времена ушедшей эпохи Двапара-юги Кришной Арджуне на Курукшетре, изложенной в «Бхагавад-гите», существуют следующие виды йоги:

  • Карма-йога — путь беЗкорыстного служения. Этим путём мы идём, когда не стремимся к обретению личного блага в результате своих деяний, следуем зову сердца и души. Пока мы играем в жизни роли, исполняя чужие обязанности, мы неискренни по отношению к самим себе — поэтому у нас есть привязанность к результатам своей деятельности, ибо такую деятельность мы свершаем не от души. Путь карма-йоги учит нас, что все наши свершения должны быть посвящены во благо мира и всех живых существ.
  • Джняна-йога — путь познания жизни, который проходит в постоянном поиске истины. Вся наша жизнь — это кладезь великой мудрости. Наблюдайте жизнь, каждое событие несёт в себе урок, данный нам ради самопознания. Мы изучаем себя, своё поведение, желания, мышление и последствия оных. Путь знания ведёт нас к обретению мудрости. Только тот, кто осознал своё истинное «Я», может по праву именоваться йогом.
  • Бхакти-йога — путь преданного служения Всевышнему. Он основан на любви к богу, который пребывает во всём сущем. Каждое живое существо есть частица божественного проявления. Поэтому истинная любовь к богу — это не просто поклонение какому-то божеству, а любовь ко всему живому. Такой путь Бхакти поможет нам увидеть бога в себе и в каждом живом существе.

О хатха-йоге в «Бхагавад-гите» ничего не сказано. Изначально о практике асан упоминалось в таких классических трактатах по хатха-йоге, как «Гхеранда Самхита», «Горакша-Паддхати», «Шива Самхита», «Хатха-йога Прадипика».